Цель: обобщение знаний детей о зиме, зимних явлениях, о жизни флоры и фауны в зимний период.

Задачи:
• систематизировать знания детей о зиме,
• формировать целостное представление о явлениях живой и неживой природы в зимний период года;
• расширять представления о зимующих и перелетных птицах, о поведении животных в зимний период года;
• формировать навыки работы в команде;
• развивать познавательный интерес к миру природы;
• развивать умение логически мыслить;
• развивать связную речь и активный словарь;
• воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру.
Материал: снежинки(фишки), пазлы «Дед Мороз», «Снегурочка»

Воспитатель: ребята, предлагаю вам поучаствовать в интересной викторине. А о чем мы будем с вами говорить, отгадайте:
«Она пришла такая снежная
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы
Она – художница прилежная,
Всё разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея, такая сказочно красивая…»
О чём это? (о зиме)
Воспитатель: Вы готовы поиграть, дети? (ответы детей). Сегодня в нашей викторине принимают участие 2 команды:
1-ая команда «Снегвик» и 2-ая «Снежинка» (команды рассаживаются за столы.)вам предстоит выполнять задания, за которые будете получать снежинки. Победит та команда, которая заработает больше снежинок. Все готовы?

I. конкурс Блиц-опрос.
• Назовите, зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
• А что такое снег? (замерзшая вода)
• Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)
• Кто знает, какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве? (белка)
• Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой? (клест)
• А знаете ли Вы, какое дерево, является символом Нового года? (ель)
• Зимняя шубка у зайца, какого цвета? (белая)
• Что зимой делает медведь? (спит)
• Назовите, самый короткий зимний месяц? (февраль)
• Как называются ягоды, которыми зимой питаются снегири? (рябина).
• Кто в лесу петляет, путает следы? (заяц)
• Как называют птиц, которые улетают в теплые края на всю зиму? (перелетные)

II. конкурс Отгадай загадку

Каждой команде будет загадана загадка о зимнем явлении природы, о предметах, которые нам необходимы зимой и т.д., какая команда даст больше правильных ответов, та и получает снежинку.

Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... (вьюга)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (лед)

Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется... (кормушка)

Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе
Кто помог мне в этом? (лыжи)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)

Снег от холода стал синий,
На деревьях — белый иней.
Даже Бобик прячет нос,
Ведь на улице... (мороз)

III. конкурс «Животные и птицы зимой»
Чем зимой медведь на ежа похож? (впадают в спячку оба)
Какая птица выводит птенцов в феврале? (клест)
Какое из лесных животных каждую зиму сбрасывает рога? (лось)
Какие животные на зиму меняют окрас? (заяц)
IV. конкурс «Собери пазл»
Командам раздаются разрезные картинки «Дед Мороз», «Снегурочка». Побеждает команда, первой собравшая пазл.

V. конкурс-эстафета «Хоккей»
Команды выстраиваются в 2 колонны. Необходимо провести шайбу между разметками и передать следующему игроку команды. Побеждает команда, первая пришедшая к финишу.

VI. конкурс капитанов «Перелетные и зимующие птицы»
Мы знаем, что зимой с нами остаются не все птицы, некоторые улетели в теплые края. Как мы их называем? (перелетные), а как называются те, которые остаются? (зимующие). Капитан «Снежинок» отбирает картинки с изображением зимующих птиц и прикрепляет их при помощи магнита к доске под солнышком. Капитан «Снеговиков» выбирает картинки с изображением зимующих птиц и располагает под снежинкой. Игроки подходят к столу с картинками, по команде выполняют задание. Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание.
VII. Дополни предложение

Дети приготовили коньки, потому что... (наступила зима).
Утром кругом было все белым-бело, потому что... (была метель).
К вечеру намело большие сугробы, потому что... (целый день шел снег).
На улице все скользили и падали, потому что... (была гололедица).
Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, потому что... (люди дают корм).
Люди зимой ходят в теплой, меховой одежде, потому что... (холодно).
Зайцу зимой легко спрятаться среди снегов, потому что... (он белый).
Трава зимой не вымерзает, потому что... (спрятана под снегом).
Зимой свет в домах и на улицах зажигают рано, потому что... (рано темнеет).
Дети не смогли из снега слепить снеговика, потому что... (снег был не липким).

VIII. Конкурс «Зима в сказках»

• Какая девочка во время русской народной забавы превратилась в облако? (Снегурочка)
• Какое произведение Г. Х. Андерсена описывает повелительницу снега и льда, похитившую мальчика? (Снежная Королева)
• В какой сказке действие происходит зимой: Теремок, По - щучьему велению, Гуси-лебеди? (По - щучьему велению)
• В какой сказке волк ловил хвостом рыбу в проруби? (Лиса и волк)
• У кого была ледяная избушка? (лиса)
• Назовите родину Деда Мороза? (Великий Устюг)

Ребята вы молодцы, отлично справились с заданиями. Вот наша викторина подошла к концу, и пришла пора подвести ее итоги… Поощрение детей.
МБДОУ «Солнышко», п.Тикси, РС(Я) Пелеванюк Т.Б.- воспитатель В КК
© 2024. Сайт МБДОУ "Солнышко" п. Тикси